Содержание:
1. Управление товарными категориями ассортимента
2. Управление коллекциями товаров
3. Управление квотами ассортимента
Взаимосвязь планов и ассортимента продукции представлена на схеме.
Взаимосвязь планов и ассортимента продукции
На сегодняшний момент производство, торговля находятся в постоянном развитии – выпускаются новые товары, происходит усовершенствование товаров в целях удовлетворения постоянно возрастающих запросов клиентов. В связи с этим требуется коррекция ассортимента, поскольку он подвергается постоянным изменениям.
Ассортимент – набор различных товаров (номенклатурных позиций), формируемый по определенным признакам и удовлетворяющий разнообразные индивидуальные потребности покупателей.
Управление товарным ассортиментом – процесс, при котором добавляются новые товары, изымаются товары, морально устаревшие и экономически неэффективные. В роли инструмента для управления товарным ассортиментом выступает документ «Изменение ассортимента».
Планирование напрямую зависит от ассортимента. Используя данные ассортимента, в 1С 8 УТ 11можно планировать продажи и закупки (документы «План закупок и План продаж»).
1. Управление товарными категориями ассортимента
Под товарной категорией в 1С 8 УТ 11 следует понимать совокупность товаров, которые покупатель воспринимает как схожие между собой, заменяемые, а также товары совместного использования. К примеру, если организация торгует одеждой, то к одной из товарных категорий можно будет отнести «Брюки» или «Платья».
Товарные категории ассортимента представлены в виде одноименного справочника и используется он для того, чтобы классифицировать продукцию предприятия или магазина.
Также в разрезе товарных категорий можно устанавливать планирование ассортимента. Часто, на практике, такое планирование является актуальным.
В разрезе товарных категорий есть возможность:
· Устанавливать квоты ассортимента;
· Планировать продажи.
Использование товарных категорий определяется функциональной опцией «НСИ и администрирование – Настройка НСИ и разделов – CRM и маркетинг – Маркетинг – Товарные категории».
Товарные категории регистрируются в списке «CRM и маркетинг – Настройки и справочники – Управление ассортиментом – Товарные категории».
2. Управление коллекциями товаров
Товары можно сгруппировать по сезонам действия (коллекциям) и управлять полным циклом этапов ввода и вывода из ассортимента.
Коллекции товаров – объединение товаров по определенным признакам, например по сезонам действия («Осень 2016»).
В разрезе коллекций (сезонов) есть возможность:
· Устанавливать квоты ассортимента;
· Планировать продажи.
Возможность распределения товаров по коллекциям определяется функциональной опцией «НСИ и администрирование – Настройка НСИ и разделов – CRM и маркетинг – Маркетинг – Управление коллекциями товаров».
Список коллекций (сезонов) товаров задается в списке «CRM и маркетинг – Настройки и справочники – Управление ассортиментом – Коллекции (сезоны)».
Управление коллекциями товаров
В карточке каждого товара указываются товарная категория и коллекция, к которым он относится. Для отнесения группы товаров к категории или коллекции можно воспользоваться групповой обработкой списка «Номенклатура».
Товарная категория и коллекция товаров
3. Управление квотами ассортимента
Для отражения планового рекомендуемого количества ассортиментных позиций и установки квот ассортимента в разрезе формата магазина предусмотрен документ «Установка квот ассортимента».
Квота – это количество различных позиций товаров в рамках одной товарной категории.
Управление квотами ассортимента позволяет:
· Спланировать состав товарных категорий в разрезе формата магазинов;
· Рационально распределить пространство торгового зала (при условии, что торговля ведется со склада, а не по образцам);
· Спланировать состав товарных категорий в разрезе коллекций (сезонов) товаров;
· Спланировать состав товарных категорий производства для неколлекционных товаров. В этом случае в документе установки квот ассортимента не указывается коллекция (сезон). Квоты, установленные для коллекции (сезона) и неколлекционного товара, не суммируются;
· Получить рекомендации по количеству квот ассортиментных позиций. Рекомендации показываются в подвале документа «Установка квот ассортимента» и выдаются системой на основе размерности формата магазина, в рамках которого формируется документ по установке квот ассортимента;
· Контролировать соответствие введенного количества квот и рекомендуемого количества квот для данного формата магазинов.
Документы «Установка квот ассортимента» регистрируются в списке «CRM и маркетинг – Настройки и справочники – Управление ассортиментом – Квоты ассортимента».
Данным документом производится установка квот ассортимента в разрезе формата магазина не чаще одного раза в месяц.
Параметры документа «Установка квот ассортимента»:
Дата начала действия – дата, с которой начинают действовать квоты, установленные для ассортимента;
Формат магазинов – определяет состав магазинов, для товарных категорий которых задаются квоты;
Коллекции (сезоны) – свидетельствует о том, что квота установлена для коллекционного товара. Отсутствие информации о квоте свидетельствует о том, что квота установлена для неколлекционного товара;
Вид/Категория/Марка – состав товарных категорий, в отношении которых осуществляется установка квот ассортимента.
В процессе управления квотами можно добавить дополнительную детализацию товарных категорий по марке (бренду). Для этих целей предусмотрена кнопка Добавить марку, обеспечивающая доступ к списку «Марки (бренды)».
Предварительно марки (бренды) регистрируются в списке «CRM и маркетинг – Настройки и справочники – Управление ассортиментом – Марки (бренды)». Данный список предусмотрен для хранения товарных знаков.
Значение квоты вводится вручную для каждой марки (бренда) товарной категории, которая присутствует в ассортименте магазина.
Пример: в торговом зале магазина необходимо иметь в ассортименте 20 штук телевизоров: 5 штук торговой марки «Рубин», 5 штук «Sharp», 10 штук торговой марки «JVC». В этом случае для товарной категории «Телевизоры» будет установлена квота – 20 позиций товаров, с детализацией по соответствующим брендам.
Управление квотами ассортимента в 1С
Если учет по маркам не ведется, то по умолчанию товарной категории ассортимента присваивается значение марки «Прочие марки». В этом случае квота вводится для значения «Прочие марки». Значение квоты товарной категории складывается из значений квот ассортимента, заданных для марок товарных категорий.
Если учет по маркам не ведется, то указывается значение квоты в целом для товарной категории.
Заполнить табличную часть «Вид/Категория/Марка» можно следующими способами (кнопка «Заполнить»):
· Заполнить по данным форматов – для выбора доступны форматы магазинов. Позволяет заполнить документ значениями квот и отклонений, назначенных для другого формата. Это удобно при первоначальном формировании торгового ассортимента нового формата;
· Дополнить всеми доступными категориями, зарегистрированными в информационной базе. Табличная часть дополняется оставшимися товарными категориями ассортимента.
Также табличную часть можно заполнить с помощью загрузки данных из файла по кнопке «Загрузить из файла». Данная кнопка позволяет заполнить список нормативов (товарная категория, марка, квота, % отклонения) из любого табличного документа, вставив данные с помощью буфера обмена. Можно загрузить сформированный шаблон в формате документа MS Excel, сохранить его на компьютер и локально заполнить. При загрузке в табличную часть документа все строки будут распознаны автоматически.
Предусмотрена возможность указать в процентах допустимое отклонение от выделенной квоты по кнопке «Заполнить – Установить процент отклонения всем строкам». Процент отклонения устанавливается с учетом среднего уровня сервиса (исполнительности) поставщиков данной категории. Чем выше уровень сервиса поставщика, тем точнее маркетолог и менеджер по заказу товаров могут выдерживать целевые показатели квот. При низкой исполнительности поставщика и высокой обновляемости ассортимента в товарной категории можно устанавливать достаточно широкий диапазон допустимых колебаний ассортимента, чтобы система сигнализировала только о действительно критичных ситуациях неисполнения ассортиментной политики.
Процент отклонения для категории вычисляется как среднее арифметическое для всех марок, представленных в категории.
В зоне итогов выводится информация об общем количестве заданных квот:
· В поле «Рекомендуется» – рекомендуемое количество ассортиментных позиций. Выводится в соответствии с количеством ассортиментных позиций, заданным для формата магазина (поле «Количество ассортиментных позиций» в карточке формата магазина);
· В поле «Квота всего» – количество квот в данном документе. Данные этого поля позволяют контролировать соответствие количества заведенных квот и количества рекомендуемых квот в магазине данного формата.
4. Классификация магазинов
Возможность классифицировать/распределять склады (магазины) по форматам, планировать продажи в разрезе форматов магазинов определяется функциональной опцией «НСИ и администрирование – Настройка НСИ и разделов – CRM и маркетинг – Форматы магазинов».
Информация о классификации магазинов регистрируется в списке «CRM и маркетинг – Настройки и справочники – Управление ассортиментом – Форматы магазинов». Для каждого склада (магазина) определяется тот формат, к которому он относится.
Классификация магазинов в 1С
Использование форматов магазинов позволяет группировать магазины по сходным маркетинговым признакам:
· Местоположению;
· Площади;
· Потоку и виду покупателей.
В разрезе форматов магазинов есть возможность:
· Планировать продажи товаров по категориям;
· Планировать продажи по номенклатуре;
· Устанавливать квоты ассортимента;
· Управлять ассортиментом.
Программист компании ООО «Кодерлайн»
Шашков Дмитрий