Содержание:
1. Модели бюджетирования в ERP
2. Виды бюджетов и модели бюджетирования
3. Форма конструктора бюджетов и бюджетная форма учета
1. Модели бюджетирования в ERP
Управленческий учет – это процесс обеспечения управленческой деятельности информацией, используемой для планирования, управления, контроля и принятия решений.
Одним из основных инструментов финансового управление деятельностью предприятия в программном комплексе «1C:ERP 2» является бюджетирование.
Бюджеты являются инструментами корпоративного управления, представляющими собой финансовый план будущих операций, и используются для планирования, контроля и оценки эффективности деятельности предприятия. А именно:
· прогноза финансового состояния предприятия;
· сравнительного анализа запланированных и фактически полученных результатов;
· оценки выявленных отклонений.
Правила, определяющие последовательность формирования связанной системы бюджетов в рамках организаций и/или подразделений предприятия, хранятся в модели бюджетирования.
Модель бюджетирования в комплексе «1C:ERP 2» представляет собой элемент справочника и определяет регламент бюджетного процесса на предприятии, выражающегося в последовательности действий из планирования бюджетных показателей и статей, установления бюджетных параметров, использующихся для расчетов, утверждения бюджетов, доходов и расходов денежных средств и прочих операций.
Выбор модели, используемой по умолчанию (если их более одной), осуществляется на основании статистики. В качестве источников статистики используются документы Экземпляр бюджета.
Экземпляр бюджета – это документ, предназначенный для первичного планирования и корректировок плановых данных по видам бюджетов в разрезе сценария. Ввод плановых значений осуществляется по умолчанию в табличном представлении, со структурой таблицы, определяемой на этапе формирования соответствующего вида бюджета.
2. Виды бюджетов и модели бюджетирования
Виды бюджетов – перечень бюджетов, настраиваемых в рамках выбранной модели бюджетирования. На основании данного перечня осуществляется моделирование (прогноз) финансового состояния предприятия с возможностью дальнейшего проведения план-фактного анализа. Вид бюджета определяет иерархическую структуру объединенных в группы статей и показателей бюджетов, а также их аналитик. В качестве аналитик могут выступать, например, Контрагенты, Сотрудники, Статьи движения денежных средств и т. д.
Можно выделить бюджеты, предназначенные для ввода (корректировки) и анализа данных. Первые определяют структуру документа Экземпляр бюджета, вторые – структуру бюджетных отчетов.
Определяется вариант вида бюджета с помощью установки/снятия флага «Использовать для ввода плана»:
При этом установка данного флага влечет за собой следующие ограничения по использованию основных аналитических функций:
· запрет на использование измерений Сценарий, Организация, Подразделение;
· запрет на использование нефиксированного списка объектов аналитики.
В рамках выбранного вида бюджета (как для ввода, так и для анализа данных) могут быть сформированы бюджетные формы учета произвольного уровня сложности, который регулируется выбором необходимого типа таблицы (простая или сложная) и измерением.
Простая таблица может быть применена в случаях, когда отсутствует потребность сравнения значений в ячейках.
В случае использования сложной таблицы пользователю доступна возможность применения формул для задания произвольных связей между отдельными ячейками. Такой вариант формирования можно использовать, например, при расчете валовой прибыли на основании продаж и себестоимости товаров, при расчете ликвидности и т.п..
В структуру сложной таблицы могут быть добавлены только различные аналитики (контрагент, договор, направление деятельности и т. д.). В то время как использование остальных элементов бюджетирования, таких как - показатели бюджетов, статьи бюджетов, нефинансовые показатели, осуществляется непосредственно в ячейках данной таблицы.
3. Форма конструктора бюджетов и бюджетная форма учета
Форма конструктора бюджетов состоит из двух частей. В левой части отображаются доступные элементы, а в правой – структура вида бюджета, состоящая из выбранных в левой части элементов. Непосредственная настройка структуры осуществляется при помощи перетаскивания элементов в правую часть. В структуру могут быть включены следующие элементы:
· Заголовок отчета и Нередактируемый текст – текстовые значения, выводимые в отчет. При этом формирование заголовка или нередактируемого текста возможно автоматически при использовании предопределенных параметров.
· Статьи бюджетов и Нефинансовые показатели – статьи бюджетной модели для ввода и анализа фактических и плановых данных.
· Показатели бюджетов – показатели для анализа плановых данных. Например,
Для выбранного бюджетного показателя указываются его тип (оборот, начальный остаток, приход, расход, конечный остаток), настройки отбора и границы периода получения данных.
· Производные показатели – показатели для анализа промежуточных данных. Для получения производных показателей производится настройка формулы его получения.
Формула для получения значения производного показателя описывается в специальном интерфейсе. В качестве показателей для настройки формулы могут использоваться обороты по статьям бюджетов, значения показателей бюджетов и нефинансовых показателей, функции, логические и арифметические операторы.
Форма настройки формул появляется автоматически при добавлении производного показателя.
· Таблица – элементы, для размещения статей бюджетов, показателей бюджетов (включая нефинансовые), а также объектов аналитики и детализации.
Поддерживаются различные комбинации подчинения аналитик и статей друг другу – как в колонках, так и строках таблиц. Например, допускается подчинение статей периоду или аналитикам и, наоборот, комбинирование вложенности аналитик, периодов и статей. Кроме того, при организации сложных таблиц для вывода в ячейках показателей или статей бюджетирования (без привязки к аналитикам) предусмотрен отдельный табличный элемент Строка/Колонка.
· Измерение – элементы, для ввода и анализа плановых данных. Перечень доступных предустановленных измерений варьируется в зависимости от установленного флага «Использовать для ввода плана».
· Группа и Формула по группе – элементы, предназначенные для формирования иерархической структуры вида бюджета, а также получения промежуточных итогов по группе.
При помощи формулы по оборотам статей бюджетов и значениям показателей, входящих в группу, можно получить сумму, вычислить максимальное, минимальное или среднее значение, рассчитать отклонение (в том числе в процентах) и средний процент выполнения плана. Итог по группе может быть показан отдельной строкой, если формула располагается внизу группы, или в строке с группировкой, если формула располагается вверху группы.
Для управления положением формулы используются кнопки стрелок Переместить вверх/вниз.
· Редактируемое значение – элемент для ввода произвольной информации в бюджетную форму. Обратите внимание, если тип вводимого значения – число, и в поле не введено никакого значения, то в ячейке хранится не ноль, а null. Для использования этого неопределенного значения в качестве нуля в других ячейках нужно использоватьформулу 1С (ЗначениеЗаполнено([РедактируемоеЗначение]), [РедактируемоеЗначение], 0)
Специалист компании ООО «Кодерлайн»
Инна Лысова.