Содержание:
2. Подготовка и проведение индивидуальных курсов 1С: Предприятие
Вопрос передачи знаний другим специалистам был актуален всегда, однако с появлением сертификатов «1С: Специалист‑наставник» и «1С: Эксперт‑наставник» это направление стало еще популярнее. В данной статье мы затронем эту очень объемную тему на примере индивидуальных курсов, разберем почему им стоит отдавать приоритет и стоит ли, где брать лекционный материал, как готовиться к занятиям и каким образом вести себя в различных ситуациях. Нужно отметить, что сама по себе тема «образование» (в т.ч. методы обучения и подготовки) является объёмной, сложной и многогранной, в связи с чем невозможно сформировать идеальный подход к преподаванию. Поэтому эту статью стоит воспринимать лишь как субъективный ориентир, на основе которого можно строить свой личный метод преподавания, подходящий именно вам. В этом курсе будет много того, что можно применить и к преподаванию в рамках учебных заведений (на постоянной основе), но мы будем разбирать это именно в контексте занятий, носящих кратковременный характер, не привязываясь жестко к какому-либо плану.
1. Основные форматы обучающих мероприятий в 1С, педагогика
Для начала разберем основные форматы обучения (оффлайн/онлайн) а также виды обучающих мероприятий. Этот блок практически не затронет контекст 1С, но предоставит общий материал, необходимый для выполнения задач по проведению образовательных мероприятий.
1.1 Оффлайн или Онлайн
Если подходить к данному вопросу с точки зрения получения преподавательского опыта, то, безусловно, оффлайн-формат намного быстрее поможет развить свои педагогические навыки, в т.ч. навыки взаимодействия с обучаемыми. Из минусов стоит отметить повышенные требования к стрессоустойчивости, навыкам коммуникации. Вести какое-либо мероприятие, особенно, продолжительное, в таком формате сложно как физически, так и ментально; у вас также меньше времени на то, чтобы ответить на вопрос, к которому вы не были готовы. Онлайн-формат, напротив, прост в проведении, но и приносит гораздо меньше опыта; он также может (особенно, при неправильно подаче) понизить мотивацию обучающихся, ухудшить их восприятие материала. Эталонным случаем будет проведение 3-5+ мероприятий в онлайн-формате, до перехода на оффлайн.
1.2 Лекция
Лекция является наипростейшим и предпочтительным для начинающих наставников форматов. В ней от преподавателя требуется лишь подготовить материал, грамотно его изложить и ответить на вопросы. Лекционный материал следует готовить в двух экземплярах, особенно, если необходимо охватить большое количество тем. Лекцию отрывает презентация, в ней необходимо указать основные темы и их подтемы, а также дополнить изображение. Это то, что увидят обучаемые. Второй экземпляр вы готовите для себя, в нем стоит расписать основные проблемные зоны лекции т.е. то, что может вызвать проблемы в понимании и/или объяснении. При возможности стоит указать смежные(связанные) с ней темы. Не забудьте указать основные вопросы и ответы на них. Не менее важно заранее определить глубину преподнесения материала, это можно сделать, основываясь на временных ограничениях и текущих знаниях группы. Если такой информации нет, ее обязательно нужно уточнить перед написанием лекционного материала у организатора.
Практические задания в рамках единичной лекции является редкостью. Важно различать лекции и тренинги (подробнее в 1.1.2 ). Обратите внимание, что если вы проводите не одну лекцию, а серию лекций (это касается и треннингов), то, вероятнее всего, это уже курс.
1.3 Треннинг
Тренинг можно охарактеризовать как практическую работу с элементами лекции. Не редки случаи, когда тренинг и вовсе не включает лекционную часть - обычно причиной этому становится уверенность в наличии у группы необходимых теоретических знаний. Однако предпочтительнее всё-таки оставлять минимальную лекционную часть, быть готовым раскрыть тему подробнее, т.к. в некоторых ситуациях отдельный участник группы или даже ее часть может иметь отличные от предполагаемых знания. При подготовке заданий, прежде всего стоит решить в каком формате будут задания, будут ли проверяться результаты и каким образом. При принятии решения необходимо учесть предполагаемую глубину подачи материала и заинтересованность обучающихся.
Для вопросов обычно применяются сторонние сервисы, которые позволяют собирать ответы. Чаще всего, особенно, когда материал требуется преподать глубоко и качественно, используются полноценные задачи. Проверять их строит исключительно вручную, особенно, в рамках 1С, где сторонние сервисы если и поддерживают подобную функцию, то работают нестабильно и могут совершить ошибку. При составлении подобных задач (или их заимствовании) стоит выбрать вариативность задач. Задачи могут быть одни для всех, вариативные или индивидуальные. Принятие решения об индивидуальных заданиях должно быть мотивированно, т.к. значительно затрудняет разработку и увеличивает риски. Нужно сопоставлять задания с уровнем знаний учащегося, а для этого требуется предварительная оценка. Если это не учитывать, то индивидуальные задания будут вредить учащимся, а не помогать им. Данный подход также значительно увеличит время проверки. Обычно он применяется лишь по требованию организатора (это также иногда применяется в учебных заведениях, но в данной статье мы не будем затрагивать данную тему).
1.4 Курс
Курс можно представить как цепочку связанных между собой лекций и тренингов, имеющих общую цель – раскрыть какую-либо область в определенной сфере. Разберем два основных совета, касающихся подготовки курсов.
1) При возможности стоит ставить задания хотя бы через день. Иногда, особенно, в первое время, будет сложно рассчитать время, необходимое на прохождение курса. Вероятнее всего, придется вносить какие-то правки в план занятий, так что при планировании стоит предусмотреть «резервное» время.
2) При составлении расписания стоит учесть, что, вероятно, группа, будет изучать лекционный материал быстро; может появится ощущение, что они его понимают, но это не всегда так. Для закрепления материала необходимо готовить практические задания, желательно в большом объеме. В противном случае вы рискуете пройти материалы раньше планируемого. Это может показаться положительным, но стоит учитывать, что большое количество теории за короткое время, так еще и без должной практики – работа практически впустую. Соотношения теории и практики может быть различным и способно меняться в зависимости от темы. Предпочтительное соотношение теории и практики, на которое стоит ориентироваться (субъективное мнение автора) 1:2, реже – 1:3.
Разберем последний момент касаемо курсов. Курсы можно заимствовать с какого-либо ресурса (при соблюдении авторских прав, если таковые имеются). В таком случае вы будете в роли «сопровождающего». Это уместно, особенно, в условиях дефицита времени (готовить материал лекционный материал долго, особенно, для целого курса) либо в случае, если нет уверенности в своих силах. Однако, если вы желаете развиваться в направлении «1С: Специалист‑наставник», было бы желательно получить опыт составления собственных программ. Индивидуальные курсы сложны в разработке, но имеют гораздо больший результат. Если до их составления провести анализ ваших слушателей, а также предметной области, то можно максимально гибко преподнести материал. К примеру, подготовить вводную часть - как для всего курса в целом, так и для конкретных частей. Это может показаться малополезным, но стоит учитывать, что обучаемый может не только замолчать непонимание, но и не осознавать то, что он что-либо не понимает /понимает неправильно. Чем больше будет вводных блоков, заданий, основанных как на них, так и на лекциях - тем выше будет итоговый результат. Лучшим подходом в этом направлении будет сопровождение 1-3 курсов, доработка одного существующего под себя (при наличии разрешения или отсутствия необходимости). После выполнения этих шагов стоит приступить к подготовке собственных курсов. Разумеется, можно сразу начать с индивидуальных курсов, это не будет так критично, как при выборе формата оффлайн / онлайн), но тогда следует ознакомится с уже существующими, заручиться поддержкой людей, которые смогут компетентно оценить ваш курс (если таковых нет – можно воспользоваться форумом).
2. Подготовка и проведение индивидуальных курсов 1С: Предприятие
Теперь, когда мы изучили необходимые нам для прохождения темы, разберем тему данной статьи.
2.1 Подготовка
Для начала, на основании имеющегося времени (время проведения лекций), объема и глубины раскрытия материала – составьте логические блоки лекционного материала. В них распишите темы и подтемы, необходимые для раскрытия, а также примерное время на их прохождения. В данном случае следует учесть: базу знаний, которую имеет группа, требуемую глубину знаний, временные рамки. Ниже представлен пример, жирным шрифтом в нем выделены темы. Обратите внимание, что время подтем (стандартный шрифт) входит во время тем (15+30=45)
Блок 1 (Основы языка запросов) – 6 ч
1) Основные конструкции языка запросов, их аналоги в SQL. 1ч 15 мин
2) Способы работы языком запросов. 45 мин
2.1) Способы работы языком запросов (Конфигуратор, Предприятие). 15 мин
2.2) Разбор конструктора запросов. 30 мин
3) Практическая работа. 4 ч
После составления всех блоков стоит приступить к поиску источников, из которых вы будете собирать лекционный материал. Создавать его полностью с нуля не стоит, т. к. велика вероятность истолковать что-то неверно либо двусмысленно, что может быть критично. В идеале нужно использовать книжный материал (к примеру Хрусталев, Радченко) и перестраивать его под свою программу, аудиторию; дополнять его при отсутствии у аудитории каких-либо знаний. Это отличается от базового переделывания уже существующего курса тем, что здесь вы начинаете создавать свой материал с нуля, без четкой опоры на что-либо. В этом подходе вы, как из лего, будете собирать ваш курс.
После разработки материала по каждому блоку стоит подготовить план на случай непредвиденных сложностей, а именно быстрого прохождения группой лекционного материала либо, наоборот, её отставания. Если группа отстает, то лучше всего будет немного убавить практический материал (если возможно), оставить его на самостоятельное прохождение (также по возможности). На случай же опережения программы подготовьте дополнительные задания: это могут быть как ваши личные, так из взятые из книг, Интернета (в сети много курсов 1С: Предприятие с практическими заданиями, откуда их можно позаимствовать).
На заключительном этапе прорепетируйте чтение каждой лекции блока, лекционной части треннинга. Замерьте, сколько времени вы зачитываете лекцию в удобном для вас темпе (само собой если вам привычно разговаривать быстро, стоит тренироваться замедляться, иначе обучаемым будет тяжело воспринимать материал).
2.2 Проведение
Перед проведением подготовьте резервное время, на непредвиденный случай, рекомендуемо – час до и час после, если есть такая возможность.
Перед самим проведением перечитайте материал, освежите его в памяти. Перечитайте основные темы вашего выступления (если это не практические занятия), проверьте себя, насколько вы их помните. Подготовьте стакан негазированной воды.
После окончания занятия (если занятий несколько – то после последнего) соберите обратную связь у обучающихся и организатора. Дайте обратную связь самым успевающим и самым отстающим, при необходимости предоставьте дополнительный материал для изучения (книги, статьи, задачи). Успевающим это позволит вырасти еще сильнее, а отстающим – нагнать остальных. Обратите внимания, что это нужно проделывать на протяжении всего курса.
Заключение:
Разработка и проведение курсов, особенно, индивидуальных - очень тяжелый, трудозатратный процесс. В ходе его подготовки часто возникает необходимость принятия ряда иногда непростых решений. Учтите, что материал вы, вполне вероятно, будете готовить гораздо дольше, чем группа будет его изучать. Здраво оцените свои возможности, целесообразность в преподавании, особенно, индивидуальных курсов.
Специалист компании ООО "Кодерлайн"
Алексей Брагин