Содержание:
2. Метрики и классы обслуживания методологии Kanban
3. Правила эффективного использования методологии
1. Преимущества и недостатки Kanban-доски
«Kanban» – гибкая методология из семейства «Agile», предполагающая разработку программного обеспечения, где все этапы проекта и постановка задач визуализируются с помощью специальной доски, разделенной на колонки.
«Kanban-доска» – инструмент, с помощью которого можно эффективно управлять проектами. Доска дает возможность визуализировать рабочий процесс, повысить уровень коммуникации и производительность. На ней представлены задачи в виде карточек, расположенных в определенных колонках, где каждая колонка обозначает этап работы. Например, могут быть колонки «В работе», «Ожидает выполнения», «Разработка», «Тестирование», «Завершено» и др. Карточки перемещаются между колонки по факту выполнения той или иной операции.
Преимущества и возможности «Kanban-доски»:
· Визуализация и систематизация процесса – наглядно представлен весь процесс работы, что способствует лучшему восприятию и пониманию каждого этапа;
· Улучшение взаимодействия команды, где каждый участник может с легкостью отследить процесс и обсудить текущую задачу;
· Гибкость и адаптация под любые проекты, т.к. есть возможность добавлять новые колонки, изменять порядок выполнения задач;
· Повышение производительности – своевременное выявление узких мест и их устранение, что позволяет команде завершать задачи в установленный срок;
· Метрики, которые помогают выявить на каком именно этапе происходит торможение процесса и в чем причины возникновения данной проблемы;
· Последовательность выполнения задачи и равномерное распределение нагрузки между всеми участниками команды – на доске моментально становится видно, где карточек больше и какому именно исполнителю нужна помощь.
Как и любая методология, «Kanban» тоже имеет свои недостатки:
· Не подходит для долгосрочного планирования;
· При большем объеме работ может быть не эффективна;
· Гибкость может быть, как сильной стороной, так и слабой в том случае если не будет установлен определенный набор практик и ролей;
· Только для команд, где количество участников не превышает 5 человек;
· Отсутствие расстановки приоритетов, т.к. «Kanban-доска» не устанавливает конкретные приоритеты в работе – это может привести к затруднению выполнения процесса. А именно какая работа является наиболее важной и какую именно работу необходимо выполнить в первую очередь, что в последствии может привести к задержке и нарушению сроков;
· В случае блокировки сразу нескольких задач, появляется риск невыполнения всего проекта.
2. Метрики и классы обслуживания методологии Kanban
Ключевые метрики методологии Kanban:
· Время выполнения – момент прохождения задачи на протяжении всего рабочего процесса, от момента начала размещения на доску до момента выполнения;
· Продолжительность – указывает на то, сколько времени ушло на задачу, где отсчет происходит с момента перехода задачи в статус «активна», т.е. когда ответственный участник взял задачу в работу;
· Количество задач – мониторинг незавершенных задач для того, чтобы сравнить с лимитами каждой колонки и корректно сбалансировать нагрузку каждого участника команды;
· Пропускная способность – измерение количества завершённых задач за определенный период, что дает возможность оценить продуктивность и результативность команды;
· Стоимость задержки выполнения задачи – оценка последствий при задержке завершения конкретной задачи.
3. Правила эффективного использования методологии
Для эффективного использования такого инструмента как «Kanban-доска» необходимо придерживаться таких правил как:
· Не перегружать участников команды;
· Повышать уровень квалификации команды и улучшать уровень рабочего процесса;
· Не игнорировать лимиты – в случае превышения лимитов в колонке, необходимо сразу направить команду на разбор задач именно той колонки, в которой на текущий момент времени происходит перегруз;
· Организовывать ежедневные встречи, где каждый участник команды будет отмечать на каком этапе выполнения задачи он находится;
· Назначать ответственных за выполнение той или иной задачи;
· Прогнозировать возможные риски и своевременно устранять их;
· Устанавливать приоритетность задач и очередность их выполнения.
Приоритетность задач, о которых было сказано выше можно выполнять с помощью классов обслуживания, которые позволяются оценить стоимость задержки задачи.
Классы обслуживания бывают:
· Стандартные – приоритетность возрастает со временем, чем ближе окончание, тем выше приоритетность;
· Фиксированные – назначена определенная дата, когда приоритет и стоимость задержки выполнения возрастет;
· Ускоренные – обозначены задачи с высокой стоимостью задержки;
· Нематериальные – отсутствует стоимость задачи, но данные задачи необходимо выполнить в тот момент, когда их объем достигнет определенно уровня.
Методологию Kanban часто сравнивают со Scrum.
· Внедрение при помощи методологии Scrum предполагает перестройку всей работы, в то время как «Kanban» не обязывает менять систему полностью, достаточно просто перенести существующие процессы на доску, а затем постепенно их улучшать;
· В «Kanban» применяется сбалансированный подход, где каждый участник должен иметь одинаковый объем работы, а «Scrum» имеет структурированный подход с заданными этапами по созданию продукта;
· Разные сроки выполнения задачи: «Kanban» прогнозирует сроки с помощью использования метрик, где рассматривается вероятность выполнения задачи, «Scrum» же определяет дату окончания спринта, где к определенной дате необходимо завершить все запланированные задачи.
«Kanban-доска» – при грамотном ее использовании может стать эффективным инструментом в управлении проектами.
Специалист компании ООО "Кодерлайн"
Светлана Давыдова